Форум » Диалог с христианскими деноминациями » О войне и кризисе христианства » Ответить

О войне и кризисе христианства

Aster: ПРИХОДИТ ВОЙНА - И ГДЕ ЦЕРКОВЬ? Епископ Сергей Ряховский в интервью «Газете» 28.08.2008 Глава Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников), член Общественной палаты епископ Сергей Ряховский вернулся из Южной Осетии. В интервью специальному корреспонденту "Газеты" Надежде Кеворковой он рассказал о том, что делать на войне христианам. - Каково главное впечатление от увиденного? - Масштаб духовной катастрофы. Я увидел не только отсутствие пищи, жилья, воды, электричества. Увидел израненность и пораженность духа христианства. Говорю сейчас не о радости победы, не о том, что Россия помогла. Говорю о поражении веры. - Расскажите о вашей поездке - шаг за шагом. - Мы прилетели с Валерием Гергиевым, с его прекрасными музыкантами. От Владикавказа до Цхинвали добирались четыре часа. Движение очень плотное: нам навстречу постоянно двигалась тяжелая бронетехника, армия возвращалась. Для себя отметил: Россия слово держит, армия выводится в срок, что бы ни говорили западные СМИ. Мы прошли через Джаву, она как-то еще сохранилась. Следующее село - грузинское. Ни одного целого дома. Улица без воронок, а все дома вдоль дороги разбомблены. Дальше осетинское село - та же картина. Цхинвали будто после землетрясения. Разрушены три четверти домов, все изрешечено осколками, оборваны провода, воронки вместо домов, обожженные остовы, завалы, среди руин бродят женщины и старики. Мы проехали к Дому правительства. К нам вышел Эдуард Кокойты, поговорили минут 15, потом мы с нашим епископом из Владикавказа Иосифом Туаевым отправились к братьям. - Большая ли евангельская община в Цхинвали? - Человек 300. В молитвенный дом попал фугас, пробил громадную дыру в крыше, упал на перекрытия, но не разорвался. В стене торчит кусок ракеты - приехали саперы, вытащили. В общине все живы. У одного брата отца увели в плен. У некоторых верующих дома сожжены дотла. Когда грузинская армия вошла в Цхинвали, одна наша сестра выглянула посмотреть, что происходит, ее увидели и в окно направленно выстрелили из гранатомета. Граната взорвалась в соседней комнате - чудо, ее ранило только в ногу. - А ваши верующие воевали? - Наши прихожане были в ополчении, защищали свои семьи, свои дома, в сопротивлении были. Незадолго до нашего приезда они закончили давать показания следственному комитету как свидетели и очевидцы нападения Грузии на Южную Осетию. - Осуждаете, что они взяли оружие? - Как я могу их осудить? Они защищали свои семьи, свою землю, свой кров. Там все мужчины с оружием. У них другого выхода нет. - Цел ли православный храм? - В Цхинвали храм цел, хотя тоже пострадал. - А что за история с обстрелом синагоги? - Мы там тоже были. Она находится в другой части города, в еврейском квартале, который очень сильно грузинская армия обстреливала в первые два дня. Там же неподалеку и православный храм. Последние два года наша община собиралась для молитвы и в этом здании. Евреи уехали еще в начале 1990-х годов. На скамьях сохранились таблички с фамилиями старых родов - кто где сидел. Ведь Цхинвали когда-то на треть был еврейским городом с преуспевавшей общиной. Несколько лет назад наша церковь согласовала с раввинатом в Тбилиси, что можно использовать помещение для общины. Те подумали, поспрашивали, будут ли иконы, и дали разрешение. Здесь шли самые ожесточенные бомбардировки «Градом». Вокруг - руины. Снаряд упал на крышу, прогнул ее, но не разорвался. Стены повело, во дворе все порушено. Камни испещрены осколками, но в подвале синагоги уцелели все - около трех десятков женщин и детей с этой улочки. - Молитвенные дома внешне не выделяются, а синагога узнаваемая? - Сейчас там безошибочно определить можно только Дом правительства. Но не нужно быть евреем, чтобы узнать синагогу - заметное здание. - В чем же вы увидели духовную катастрофу? Столько благих свидетельств... - Поразила ненависть к грузинам. Не к политическому руководству, не к их армии - ко всем грузинам. Люди в один голос говорили, что за день до бомбежки было обещано грузинской стороной ненападение. Наш пастор не мог понять, как Саакашвили целый вечер клялся, а ночью приказал открыть шквальный огонь. «Град» - это неприцельное огневое поражение определенного квадрата. Этим квадратом стал спящий город. Все люди, и наши братья тоже, не понимают, как можно так нарушить слово. Один человек написал стихи: Бог ему открыл, что будет делать Саакашвили. Но большинство в тот вечер поверили данному слову. Сейчас люди полны ненависти. И в глазах наших евангельских христиан я видел ненависть. Ненависть в душах. Это страшно. - Людей вероломно обманули, они умирали в неравном бою, помощи дождались только через два дня. Как им простить врага? - Все несли свою миссию: одни были агрессором, другие - жертвами, третьи - защитниками. Страшно, что все три народа - православные. Я был потрясен тем, что церковь, церковь как институт, никого не защитила. - А что могла сделать церковь? - Авторитет патриарха Илии Второго в Грузии выше, чем Саакашвили. Церковь могла сделать, но не сделала ничего. Православная Аланская церковь Южной Осетии, где служит владыка Георгий, не признана ни Грузинским, ни Московским патриархатом. Сдвигов в отношении к их церкви нет. И это тоже странно. Осетины не хотят быть в Грузинской церкви. Грузинская и Московская церкви находятся в полноценном общении. Все православные. А осетины при этом вычеркнуты из церкви - уму непостижимо! А как им в Грузинской церкви быть? Мне рассказывали, что в начале 1990-х патриарх Илия провозгласил, что всякий, кто убьет грузина, будет предан анафеме. Потом ссылались на неточность перевода, но слово не воробей... Что же, убить осетина, абхаза, русского можно, а грузина - нет? Это духовный фашизм, зараза, не знающая границ. В ответ она порождает ненависть. Вот в этом я вижу поражение духа. В душе моих братьев я увидел эту же рану. Они не знают, что делать. Да, сейчас они заняты, организуют помощь, еду раздают. Но в душах - израненность. Доверие церкви остается только на уровне треб - помолиться за усопшего, за пленного. Получается, рухнул коммунизм, взамен никаких идей не пришло. Да, у церкви высокий рейтинг, но где этот рейтинг в эпоху катастроф? Коммунисты слова находили. В чем смысл этого рейтинга, когда мы должны действовать, а мы не действуем? Я говорю о нас всех, о христианах. Мы оказались не готовы к испытаниям нашей веры. Мы все. Год назад, когда академики атаковали церковь, митрополит Кирилл сказал: «Не надо нас толкать на обочину». Но мы лежим на обочине. Строить храмы, идти крестным ходом годится для мирной жизни. Но приходит война - и где церковь? - А где она должна быть? - Осетинская - там, где она и была, со своим народом. Русская церковь должна была лететь в Тбилиси и вести переговоры с католикосом. Везде, где бы ни показывали Саакашвили, рядом с ним - духовное лицо. Патриарх стоял рядом с ним. Да, Саакашвили сделал свой народ заложником. Да, большинство народа следует за своими политиками. Но у христианина должны быть нравственные границы, которые он не смеет переходить. Да, у солдата - приказ. Но солдат не сражается с детьми, женщинами и стариками. Есть свидетели, как грузины расстреливали стариков. Не сомневаюсь, был и ответ в духе мести. Градус ненависти на Кавказе высок. Будет очень страшно, если эта ненависть, как зараза, перекинется в Россию. Слава богу, что у нас живет миллион грузин. Многие из них сохраняют холодную голову. Они испытывают стыд за Саакашвили. Я вернулся из Цхинвали с мучительными вопросами: что нам всем делать? Форумы собирать? Все, что там произошло, требует осмысления. Многое кажется важным, а является ерундой. Скажем, изоляция России. Вспомним шестидневную войну, как весь мир осуждал Израиль. Часто кажется, что правду не слышат. Как евреи в 1943 году взывали о помощи из лагерей, а никто им не верил, и Молотова, который об этом сделал доклад, сочли фантазером. Пусть весь мир говорит, что Грузия - жертва, а мы захватчики. Главная опасность - если мы не сделаем уроков из нашего духовного бессилия. Что христианство несет? Ненависть? - За всю историю разве что папа римский вышел к Аттиле, и благородный Аттила отступил от стен Рима. Но сейчас правители проповедуют Христа, папы музицируют, а легионы маршируют в заданном направлении без помех, разве не так? - Нет. Церковь не молчала в Германии ни во время Реформации, ни во время нацизма. Христиане заставили в Америке отменить рабство и сегрегацию. Патриарх личными усилиями предотвратил гражданскую войну в России в 1990-е годы. Испытания нынешнего века требуют от нас действия и голоса, слышат нас или не слышат. Запад не волнует, что в демократической Грузии, союзнице США, все протестантские общины находятся практически в подполье. - В Грузии запрещены протестантские церкви? - Большинство общин не зарегистрировано. Не имеют молитвенных домов. Хотя все советники Саакашвили американцы - протестанты. Его супруга - голландка, они так гордятся ее протестантизмом. Мы просили наших друзей-единоверцев в США убедить администрацию Саакашвили, чтобы те разрешили регистрировать общины. Молчание. Наша делегация во главе с епископом Андреем ездила за месяц до войны в Грузию - туристами, как в советское время к нам тайно ездили наши братья. Они подпольно встречались с единоверцами. В Грузии собрали католиков и иудеев, вынудили их согласиться с государственным статусом православия в обмен на здания и земли. И что? Они получили крохи. Разве США обеспокоены? Протестантов очень много в Грузии, все в подполье. Даже в советское время их положение было лучше, чем при Саакашвили, ведь тогда у них какие-никакие молитвенные дома все же были. В Грузии были и молокане, и духоборы - еще до революции. Но администрация США играет двойными стандартами. В Россию они направляют под видом православного ревнителя своего гражданина Дворкина бороться с протестантами и всеми силами разжигать к ним ненависть. И в итоге Россию из года в год упрекают в нарушении прав человека и несвободе совести. А в Грузии та же администрация США не видит системного государственного ущемления верующих. В Осетии - и в Северной, и в Южной - наши верующие в почете, а не в подполье. В начале войны и православные, и иудеи, и протестанты в России сделали заявления о недопустимости насилия. Ни один пастор на Западе ни слова не произнес против этой войны. - На Западе христиане промолчали? - Рик Реннер, наш пастор в Москве, американский гражданин, живет здесь еще с советского 1991 года, все его дети учатся здесь, прекрасно говорят по-русски, женились на русских, получают вид на жительство. Он поехал в отпуск в Америку, повидать друзей-пасторов, а это самые известные американские проповедники-евангелисты. Так он поменял билет, просто не мог там находиться: такова ненависть к русским, к России. Ненависть как пароль, что ты «наш». Они ничего не слышат, верят не живому свидетелю, а CNN. Он уже собрался просить в России политического убежища. Он вообще не уверен, что его, американского гражданина, в США вновь пустят. Говорят, мол, мы на все в мире смотрим с какой-то нашей русской колокольни. Вот американец пропитался русской правдой, уехал из Америки, где у него громадная община. Почему? Потому что тошно ему там находиться. - Вы считаете, что информационную войну мы могли бы выиграть? - Голос другой стороны не нужен был Западу. Поэтому этого голоса там и не было - ни на английском языке, ни на русском. Даже кадры разрушенного Цхинвали им были не нужны. Запад не взволнован, что в Грузии все российские каналы были отрублены, вся русская доменная часть отсечена, что там распространялись самые фантастические слухи. В России же никто ничего не отрубал. Все заявления Саакашвили передавали точно. Насколько мне известно, журналистку, подготовившую на Fox News выступление 12-летней осетинской девочки и ее тети, от эфира отстранили. Больше ее сюжетов не было. - Павшим - слава. Живым показали, что с нами со всеми будет: война брата с братом. Что делать? - Противостоять ненависти из-за национальности. Обличать человека за его грехи. У нас есть прихожанин-грузин, архитектор. Так он своих родителей увез из Тбилиси в Абхазию. Вот поступок христианина. Христос сказал, что в последние времена восстанет народ на народ, царство на царство, будет глад и мор. Он сказал: помните об этом и не страшитесь. Вопрос не в том, плоха или хороша война. Она будет до скончания времен. Вопрос в том, как мы поступаем на этой войне. Когда упала башня и придавила много народа, ученики спросили Христа: эти люди были грешники? Нет, не грешнее других, но если не покаетесь, то все погибнете - так сказал Христос. _____________________ _____________________ Я в шоке! Хотя в душе, где-то препологал, что мы (наше человеческое христианское сообщество) докатились до этого. Прянично-сусальное, внешне благообразное христианство. А чуть копни поглубже... Что мы проповедуем? С каким сердцем? Нужен ли нам институт христианства, если наша проповедь мертва?

Ответов - 0



полная версия страницы