Форум » Лютеранское богословие » Лютеранство глазами дохалкидонцев » Ответить

Лютеранство глазами дохалкидонцев

Macs: Представитель Ассирийской Церкви Востока (в Москве, и кажется, в Киеве действуют приходы) признал, что с их точки зрения, лютеранство ближе к ним, чем православие. http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=65903&order=&pg=3 [quote]Я как представитель самой старой и архаичной из существующих христианских конфессий, существовавшей веками в изоляции от христианства Европы и никогда не переживавшей своей Реформации, могу свидетельствовать, что Лютер действительно вернул христианство Запада к древнему апостольскому исповеданию и практике.[/quote] [quote] Дело в том, что до злополучного Тридентского собора Западная Церковь была менее тоталитарной, менее централизированной, чем византийская, в ней могли существовать разные богословские направления, школы. И среди этих школ были как вполне традиционные и апостольские, так и новодельные, испытавшие влияние византийской схоластики. Реформация же разделила эти школы в Западном христиантве. Богословские традиционалисты приняли Реформацию (собственно, они и стояли во главе Реформации), а исказители Предания остались папистами и собрали свой Тридентский собор, на котором закрепили новшества о пресуществлении, семи таинствах, частных мессах, чистилище, индульгенциях, полном равенстве Писания и Предания, власти пап, духовном "превосходстве" духовенства над мирянами и т.п. Позже добавили "догмы" о безошибочности пап в вопросах веры и благочестия и о непорочном зачатии Марии. Так что Лютеранская традиция на самом деле гораздо древнее "католической", лютеранская традиция - прямое продолжение древней апостольской латинской традиции, никогда на Западе и не угасавшей. Католицизм же как самостоятельное направление со своей особой догматикой и практикой был сформирован только на Тридентском соборе, т.е. уже после Реформации. Греческое же православие сформировалось тоже не в апостольское время, а на 5-7 "вселенских соборах" и на соборе Григория Паламы (14 в.), когда приняли неоплатоническое учение о "нетварных божественных энергиях". [/quote]

Ответов - 1

Macs: Протестантизм и Ассирийская Церковь Востока Достаточно сравнить богословие и практику Церкви до 4 в. с протестантизмом (лютеранством, кльвинизмом) и православием, чтоб убедиться, что протестантизм гораздо ближе к древнему аутентичному христианству. Не было раньше в Церкви ни обязательной устной исповеди, ни поклонения иконам, ни монашества, ни иконостасов, ни разного типа причащения для мирян и духовенства, ни учения о пресуществлении, ни "нетварных энергий". Из всех существующих христианских Церквей наиболее древнее христианское вероучение и практику сохранила Ассрийская Церковь Востока. Церковь Востока никогда не была церковью государственной, она существовала сначала в зороастрийской Персидской империи, затем в Арабском халифате и в позднейших мусульманских государствах, т.о., находясь в изоляции от христианских Церквей Европы. Это стало причиной того, что Ассирийская Церковь Востока как бы законсервировалась, сохранила древние христианские традиции. И именно к этим же традициям вернул христианство Запада реформатор Мартин Лютер. Традиция Церкви Востока и традиция Евангелическо-Лютеранской Церкви в отдельных моментах совпадают буквально до мелочей. Вот, посудите сами. И лютеране, и несториане верят, что в евхаристическом хлебе истинно присутствует тело Христа, а в евхаристическом вине – кровь Христа, но при этом хлеб не превращается в тело, а вино – в кровь, т.е. нет так называемого пресуществления. И в Лютеранской Церкви, и в Церкви Востока верующие принимают евхаристический хлеб в руку, а вино пьют из чаши. В обеих Церквях нет обязательной устной исповеди, но есть учение о всеобщем священстве христиан. В обеих традициях признаются два основных таинства: крещение и евхаристия, есть почитание креста, но нет поклонения иконам. В обеих наших Церквях во время богослужения поют все верующие, а не только священник и хор. При этом люди имеют возможность сидеть на скамейках и слушать органную музыку. В обеих традициях женатое духовенство, при этом пресвитер (по-ассирийски «кашя») может жениться как до, так и после рукоположения, а, в случае если что-то случится с женой, может жениться и повторно. Также в обеих наших традициях к пресвитеру не принято обращаться словом «отец». Лютер осуждал вечные монашеские обеты, но монахи Ассирийской Церкви Востока никогда не принимали вечных обетов, монах в любой момент мог вернуться к светской жизни. Основным расхождением Ассирийской Церкви Востока с Римо-католической и Греческой православной церквями является то, что мы верим, что личность Христа сложная Богочеловеческая, появившаяся в результате соединения Бога и человека. Тогда как наши римские и греческие оппоненты утверждают, что личность Христа – это личность Бога Слова, соединившая с собой безличностную человеческую природу, что личность Бога как бы заменила в Иисусе человеческую личность. Так вот, в лютеранстве сохранилось древнее апостольское исповедание о сложной Бого-человеческой личности Христа. Христос - Бог. Но не только Бог, а как писал доктор Мартин Лютер в книге "Свобода христианина": "Христос - Бог и человек в одной личности" (пер. К Комарова. Цит. по: Мартин Лютер. Избранные произведения, СПб, "Андреев и согласие", 1994, ст. 32). А вот еретик Аполлинарий отверг "и человек в одной личности". Вслед за Аполлинарием это отвергли позднейшие греческие отцы, такие как Леонтий Иерусалимский, император Юстиниан, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, и некоторые латинские отцы, такие как Фома Аквинский. Древнее исповедание Бого-человеческой личности Христа сохранялось, с одной стороны, в Древних Восточных Церквях, таких как Ассирийская Церковь Востока ("несторианство"), Сирийская Отодоксальная Церковь ("миафизиты", "яковиты"), Индийская Маланкарская Ортодоксальная Церковь (индийские "яковиты"), Эфиопская Ортодоксальная Церковь, Армянская Апостольская Церковь (тоже "миафизиты"). С другой стороны, это исповедание сохранялось и на Западе, но не как основной поток (мейнстрим), а как несколько оппозиционное официальной позиции богословие, как богословие, верное традиции Амвросия, Августина, пап Льва Великого и Гонория, вопреки еретичествующим влияниям Византии. И эта апостольская традиция на Западе никогда и не угасала, она проявилась в Аквилейском Патриархате (у противников т.н. "Пятого вселенского собора" императора Юстиниана), в Каролингском Возрождении, у испанских и французских "адопциан", у Абеляра и его богословской школы, более или менее - во францисканской богословской традиции (Бонавентура, Иоанн ля-Рошельский, Дунс Скот, Оккам). Дело в том, что до злополучного Тридентского собора Западная Церковь была менее тоталитарной, менее централизированной, чем византийская, в ней могли существовать разные богословские направления, школы. И среди этих школ были как вполне традиционные и апостольские, так и новодельные, испытавшие влияние византийской схоластики. Реформация же разделила эти школы в Западном христиантве. Богословские традиционалисты приняли Реформацию (собственно, они и стояли во главе Реформации), а исказители Предания остались папистами и собрали свой Тридентский собор, на котором закрепили новшества о пресуществлении, семи таинствах, частных мессах, чистилище, индульгенциях, полном равенстве Писания и Предания, власти пап, духовном "превосходстве" духовенства над мирянами и т.п. Позже добавили "догмы" о безошибочности пап в вопросах веры и благочестия и о непорочном зачатии Марии. Так что Лютеранская традиция на самом деле гораздо древнее "католической", лютеранская традиция - прямое продолжение древней апостольской латинской традиции, никогда на Западе и не угасавшей. Католицизм же как самостоятельное направление со своей особой догматикой и практикой был сформирован только на Тридентском соборе, т.е. уже после Реформации. Вот как излагает учение о Бого-человеческой личности Христа "Формула Согласия", официальный вероисповедный документ Евангелическо-Лютеранской Церкви: "артикул 8: 1. Мы веруем, учим и исповедуем, что божественная и человеческая природы во Христе личностно объединены так, что не существует двух Иисусов Христов, один из которых - Сын Божий, а вторй - Сын человеческий; но что один и тот же Христос является Сыном Божьим и Сыном человеческим. 2. Мы веруем, учим и исповедуем, что божественная и человеческая природы не слиты в одну сущность [субстанцию], и что ни одна из этих природ не изменяется в другую, но что каждая сохраняет свои особенные свойства, которые никогда не становятся [не могут стать] свойствами другой природы. 3. Свойства божественной природы это: всемогущество, вечность, бесконечность, согласно свойствам своей природы и по природной сущности - самодостаточность, вездесущность, всеведение и т.д. Все это никогда не может быть свойственно человеческой природе. 4. Человеческой природе свойственно: быть телесным творением, быть плотью и кровью, быть конечным и ограниченным, страдать, умирать, возноситься и нисходить, перемещаться в пространстве, испытывать голод, жажду, холод и тому подобное. Все это никогда не может быть свойственно божественной природе. 5. Поскольку две эти природы объединены личностно, мы веруем, учим и исповедуем, что это единение не является такой копуляцией и сочленением, при которой ни одна из природ не имеет ничего общего с другой личностно, т.е. по причине личностного единения - как две доски, склеенные вместе, когда ни одна из них не дает ничего другой и не принимает от другой ничего. Но здесь имеет место высшее единение, которое Бог воистину имеет с человеческой природой, и от которого [единения] происходит высшая и невыразимая словами общность, изобилующая всем человеческим, что говорится и что веруется относительно Бога, и всем божественным, что говорится и во что веруется относительно человека Христа - древние учителя церкви объясняли это единение и общность природ, приводя в качестве иллюстрации металл, раскаленный огнем добела, а также единение души и тела человека. 6. Следовательно, мы веруем, учим и исповедуем, что Бог есть человек и человек есть Бог, что не могло бы быть, если бы божественная и человеческая природы не имели на деле и воистину абсолютно никакого единения друг с другом. Ибо как мог бы человек, сын Марии, воистину называться и быть Богом или Сыном Всевышнего Бога, если бы его человечность не была личностно объединена с Сыном Божьим, и Он, таким образом, realiter, то есть на деле и воистину, не имел бы ничего общего с Ним, кроме имени Божьего? 8. Следовательно, мы также веруем, учим и исповедуем, что Тот, кто пострадал, умер, был погребен, сошел в ад, воскрес из мертвых, вознесся на небеса и восстал к величию и всемогущей власти Божьей за нас, был не просто человеком, но человеком, человеческая природа которого имеет настолько близкое, невыразимое словами единство и общность с природой Сына Божьего, что составляет единую с Ним личность. 10. Следовательно, мы веруем, учим и исповедуем, что Сын Человеческий realiter, то есть на деле и воистину, вознесся в Своей человеческой природе одесную всемогущего величия и власти Божьей, потому что Он [сей человек] был воспринят в Бога, будучи зачатым от Духа Святого во чреве Своей Матери, и Его человеческая природа была личностно объединена с Сыном Всевышнего. 11. Это величие Он [Христос] имел всегда, согласно личностному единению..." Церковь Востока является для христиан Запада живым голосом древней Церкви, голосом, который подтверждает, что Реформация не была нововведением, наоборот, это подлинное возвращение к древним христианским корням. С другой стороны, именно миссионеры Церквей Реформации в 19 веке открыли для Запада Ассирийскую Церковь Востока, а также подлинные труды святого Ассирийской Церкви Востока Нестория Константинопольского. Именно протестантские историки показали людям Запада, что ни Ассирийская Церковь Востока, ни сам Несторий не имеют никакого отношения к той ереси, которую пытались им приписать средневековые Римо-католическая и Греческая церкви.



полная версия страницы